Как я ездил к Клейну
------------------------

<:Нелегкая журналистская судьба занесла
меня в публичный дом города Амстердама>
/из радиорепортажа/

<- You are gangsters?
- No. We are Russians>
/к/ф <Брат-2>/

Стойкое желание съездить к Клейну появилось у меня давно, но обстоятельства
складывались таким образом, что куча дурных дел навешанных мною самим на себя
разгреблась только неделю назад.

Попасть на какой-то очередной семинар не представлялось достаточно реальным по
причине их нерегулярности, а ждать до поездки в Геленджик летом было просто
невтерпеж, поэтому оперативно взятый отпуск не без некоторого расчета совпал с
годовщиной школы по второй логике.

Клейн не проявил большого энтузиазма по поводу данного события, но я все равно
решил бить до конца.

Недолгие сборы и вот я уже сижу в паровозе до Москвы под риторическим номером 1.

Любопытный эпизод произошел на перроне - я встретил старого знакомого, узнал что
он недавно женился.
Парировал эту новость фразой то ли Сократа, то ли царя Соломона <Женишься ты
или не женишься - все равно будешь жалеть>. Чуть дальше станет понятно, почему
мне показалось это любопытным.

Приехал в Москву 1 апреля. Никакого особенного веселья по этому поводу не
намечалось, за исключением разве что того факта, что меня одного поселили в
двухместном номере, по причине занятости всех одноместных, содрав с меня денег
по полной программе.

Я позвонил Клейну из гостиницы. Голос Клейна по телефону был в точности таким,
как на диске <Антропология>. Он был определенно сильно занят, но дружелюбен и
приветлив.

Офис Зен.Ру на Варшавке оказался каким-то сложновыговариваемым отделом какой-то
сложнопроизносимой организации с серьезными мускулистыми ребятами на входе.

Приветствия, знакомства, пожатия рук, подарки и вот я уже сижу пью чай, наблюдая
рабочую суету.
Кстати, накануне моей поездки на работе произошел такой диалог:
- А зачем ты едешь в Москву ?
- Пожать руку Клейну.
- И все ?
- И все.
- А кто такой Клейн ?
- п-П-П-П !
Я рассказал это Клейну. Он посмотрел на меня своим знаменитым пронзительным
взглядом, минуты две не мигая. Похоже, он мне не очень-то поверил.

Должен сказать, что я видел фотографии и видеозаписи Клейна. В жизни он все-таки
оказался несколько другим, чем я его представлял. Прежде всего, он оказался ниже
ростом, подчеркнуто элегантно одет и без нимба над головой.

Зенрушный народ оказался в основном достаточно молодым, 20-25 лет.

Первый день прошел достаточно скучно. Клейн и все остальные были заняты, я сидел
как неприкаянный, стараясь не сильно мешать окружающим.

Я успел нарисовать свинью, выпить стаканов 10 чая, несколько раз отказаться от
перспективы залезть фейсом в сканер.

Наиболее интересным событием была лекция Хаафа о работе в Adobe Photoshope.
Откровенно говоря, я не очень увлекаюсь компьютерной графикой, но тем не менее
узнал много полезного. Авось пригодится.

Второй день оказался более продуктивный. Я правда уже приготовился уезжать,
съехал с гостиницы, взял обратный билет, так как программа минимум - увидеть
Клейна, была выполнена, а пробыть в Москве еще какое-то время было с финансовой
точки зрения проблематично - столица оказалась несколько более дорогим
удовольствием, чем я рассчитывал, да и болтаться в офисе без толку и отвлекать
народ мне не хотелось.

Оказалось, что эффективным способом оторвать зенрушников от работы является
ловля на живца. Тортик с чаем выманил весь коллектив на разговор. В процессе
завязавшейся, наконец, беседы выяснились интересные подробности: во-первых, за 2
года существования школы по второй логике, больше всего писем написал Клейн,
наибольший рейтинг у сайта Zen.Ru был после <Антропологии>, в марафоне <Белая
чайка> победил еще в 2001 г. некий молодой человек, который только сегодня решил
прийти за своим призом - пачкой чая с кокой.

Молодой человек (фамилию не запомнил) оказался тренером ЭСТа. Для тех, кто читал
<Трансформацию> Люка Рейнхардта - тот поймет, что это. Пригласил на свой
тренинг. Ему вежливо разъяснили, что его предложения несколько не по адресу, что
еще не известно, для кого это будет тренинг, что тут собрались ребята покруче,
акулы. В результате родился жест под моим копирайтом, ставший официальным
дзенским жестом номер три. :))))

Итак, акулы Зен.Ру изображаются так: левая рука ладонью вверх, правая - ладонью
вниз, прижимаются друг к дружке нижними частями ладоней. Пальцы обеих рук широко
расставляются и сгибаются в суставах. Пальцы верхней и нижней руки должны
входить друг в друга как зубы. Теперь <пощелкайте челюстями>. Да !

Теперь первые два официальных жеста:
1) Дзенские кавычки - указательный и средний пальцы обеих рук одновременно
сгибаются в суставах. Автор - Лотос.
2) Дзенское <Несовмещается> - указательные пальцы обеих рук выпрямлены, все
остальные пальцы сжаты в кулак. Теперь указательные пальцы перекрещиваются, до
касания кулаков. Автор - Клейн.

Клейн рассказал, что такое вторая логика. Я слушал его не столько мозгами,
сколько кожей. В книжке Франклина Меррелл-Вольфа <Пути в иные измерения>
(кстати, рекомендую) есть такой классный термин: <Индукция> - <Быть в
присутствии Человека, который отождествился со Светом, значит быть в поле
Сознания, которое имеет склонность до некоторой степени возбуждать в индивидууме
соответствующее Сознание>

Офигенная четкость мысли, резкость слов, в сочетании с легкостью изложения - да,
я сам уже немножко научился этому, но послушать мастера, даже когда он вслух
читает таблицу умножения - хороший тренинг.

Клейн в своем рассказе упомянул, что фраза <Женишься ты или не женишься - все
равно будешь жалеть> - хороший пример второй логики. Я вспомнил эпизод на
перроне и в очередной раз слегка офигел. Таким маленьким <чудесам> я уже давно
перестал удивляться, потому как они происходят постоянно.

Один из последних случаев: читаю чего-то дома на компьютере, краем уха слушаю
передачу <Своя игра> по НТВ. Задают какой-то вопрос. Тема - литература - я в
литературе полный ноль, вопрос не расслышал, все игроки стоят, молчат. У меня в
голове возникает ответ - <Мастер и Маргарита>. Ведущий - <Мастер и Маргарита>.
Я с отвисшей челюстью поворачиваюсь к экрану. И так - еще три раза подряд. Вот и
будь после этого материалистом !

У меня осталось ощущение, что Клейн не помнит ни одного моего письма, не помнит,
кто я такой, не помнит даже многое из того, что он сам когда-то написал. Что он
каждое новое письмо, каждый новый разговор с человеком начинает с чистого листа,
как будто только познакомились. Я конечно понимаю, что нас в школе под сотню
человек, да еще ему другие пишут наверное писем по дюжине в день. Но это как-то
меня так удивило. Клейн разговаривал со мной, как будто я в первом классе,
сегодня первый раз услышал, что такое вторая логика, и вообще попал сюда
случайно. Мне хотелось потянуть ручку так старательно, как первоклашки тянут,
сидя за партой - <Клейн, я уже большой мальчик ! Мне бы про дифференциальное
исчисление узнать, а ты все про букварь рассказываешь>.

От Клейна веяло любовью. Каждое его слово, каждый жест, каждый взгляд изучали
спокойствие, уверенность, надежность. В его компании было комфортно и легко.

Мне запомнилась фраза, сказанная им молодому человеку с ЭСТа - он сказал что-то
вроде <То ли вы нас за дураков держите, то ли вы сам дурак>. Должен сказать это
был в определенном смысле холодный душ. Но сказано это было так беззлобно, без
гнева и иронии, что эта фраза оказалась очень важной для меня - я не могу так
сказать в лицо человеку. Видимо, что-то важное тут закопано. Буду думать.

Клейн уезжал по делам. На прощание он пожал мне руку так крепко, что я минуты
две восстанавливал кровообращение. До моего поезда оставалось еще часа 3.
Коллектив немного поредел.
Чай с кокой оказался похож больше на зеленый травяной, чем на какой-то
экзотическое наркотическое зелье, хотя честно говоря, наркотиков я никогда не
пробовал.

Мы решили купить еще один тортик и немного вина. Оказалось, что коллектив Зен.Ру
почти совсем ничего алкогольного не пьет, хотя немного курит. Второй тортик
оказался в форме сердца, за что и был прозван <праждня-парамитским>.

Инициативу в разговоре взял на себя Лотос. Лотос оказался умнее, глубже, тоньше,
чем показался мне сначала. Беседа стала более насыщенной, энергетически плотной,
в воздухе заискрились электрические разряды, народ постепенно втянулся, разговор
стал живым, серьезным и интересным. Я сильно пожалел, что не остался еще на день
в Москве.

До поезда оставалось минут 40, мне очень захотелось сдать билет, но трезвый
прагматичный ум пересилил.

В конце я сказал такую фразу: <Когда я ехал в Москву, думал - увижу Клейна,
сразу что-то случится>. Лотос ответил мне: <Приедешь домой, тогда поймешь>.

Я попрощался со всеми и рванул что есть силы на вокзал, сомневаясь что успею,
т.к. мне нужно было еще забрать вещи из камеры хранения.

К поезду я прибежал минуты за три до отправления, да еще минуты две искал билет.

Вагон был последним, купе полупустым. По радио играла музыка из фильма <Брат-2>.
<You are gangsters ? No. We are Russians :>

Я так энергетически вылился, что проспал в поезде, наверное, часов 15.

Поезд опаздывал часа на 3, духота в вагоне - страшная, все окна забиты, делать -
совершенно нечего. Но мне почему-то было так легко и спокойно. Я просто был с
собой.

Сейчас я сижу дома, в мягком кресле, за окном идет дождь, который я привез с
собой из Москвы, пишу это письмо.

Лотос был прав. Во мне что-то меняется.

Григорий Копанев
kopanev@skit.ru