Re: "Семьдесят"

Привет, Оля :))!
Это - к вопросу о возрасте :))

Амитабха Сутра
Сукхавати - вьюха

Перевод с санскрита А. Ю. Гунского
Copyright (c) 1998 А. Ю. Гунский

19. Как сейчас я, Шарипутра, непостижимые качества и достоинства всех Будд
восхвалял, так же и они, Шарипутра, мои непостижимые качества и достоинства
сейчас восхваляют: крайне трудное дело Буддой Шакьямуни, верховным
правителем племени шакья сделано. В мире Саха он наивысшего и полного
просветления достиг и провозгласил дхарму, труднопостижимую во всех мирах,
во времена упадка возраста мира (т. е. на нисходящем участке мирового
цикла), упадка продолжительности жизни, упадка чувств, упадка убеждений,
упадка живых существ*.

* Будда Шакьямуни достиг просветления в тот период мирового цикла, в котором
появление Будд в принципе невозможно, так как процесс деградации мира зашЈл
слишком далеко. Этим подвиг Будды Шакьямуни принципиально отличается от
подвигов других Будд. См. у Васубандху: "Будды появляются в период, когда
продолжительность жизни живых существ начинает уменьшаться от восьми тысяч
лет до ста лет у людей. - Но почему не в периоды увеличения? - Тогда живые
существа мало подвержены скорби. - А почему не в период уменьшения
продолжительности жизни от ста лет до десяти? - Тогда пять упадков
становятся наиболее интенсивными. Это - упадок индивидуальной жизни, упадок
возраста мира, упадок чувств, упадок убеждений и упадок живых существ. В
конце периода сокращения жизнь и прочее, будучи соответственно загрязнЈнными
и низменными, называются упадочными. Два первых упадка являются бедствием
для жизненной силы и для средств существования, два следующих - для всего
нравственного, так как они способствуют усилению чувственных наслаждений и
самоизнурению соответственно у мирян и странствующих аскетов. Последний
упадок - бедствие для психофизического организма ввиду уменьшения роста,
красоты, здоровья, силы, памяти, энергии и самообладания." Васубандху.
Абхидхармакоша. Ч. 3. СПб., 1994, С. 187)