Доклад о сетевом этикете

Hi All!

Эта статья предназначена для тех участников конференции klein-by кто
работает в Интернете недавно и не успел изучить особенностей характерных
для конференций Usenet и списков рассылки. Я постарался по возможности
избегать технической терминологии и сделать изложение как можно более
понятным для восприятия.

ЧАСТЬ I Вступление (идеалистически-ностальгическое)

Ушла "Аббатская Дорога"
Ушли "Орбита" и "Сайгон"
Нам остается так немного
От наших сказочных времен
Б. Гребенщиков

Сразу оговорюсь что когда я говорю "Сеть" я имею в виду русскоязычную
ее часть (Рунет), на западе все это уже было гораздо раньше.

Еще не так давно (в 1996г.) Сеть состояла в основном из людей
образованных и технически-грамотных (программисты, системные
администраторы, научные работники), только разворачивалась массовая
интернетизация университетов. На переферии открывались первые провайдерские
фирмы. Среди броузеров безоговорочно лидировал Netscape Navigator. Никакой
рекламы... никакой политики...

Так получилось что впервые я попал в Сеть как раз в 1996 году. Мне
повезло... я еще успел застать начало конца Той Сети. Я еще успел
почувствовать царящую тогда атмосферу... Рядом оказались знающие люди у
которых можно было многое узнать... Я имел возможность задавать вопросы и
получать ответы. Общий культурный уровень Сети был тогда гораздо выше. В
доказательство приведу всего один довольно красноречивый факт:
в конце 1996 года на только что открывшемся тогда сайте www.zhurnal.ru
проводился опрос музыкальных предпочтений русскоязычной части Сети.
Лидировали Nick Cave, Metallica и Tom Waits. Теперь конечно все уже не
так...

Теперь Сеть становиться лишь отражением Мира... всего лишь средством
массовой информации... Теперь здесь тоже полно политиков, рекламных
агентов, адвокатов, дельцов, священников. Теперь они правят бал и во многом
определяют правила игры. Они лезут со своим уставом в наш монастырь. А те
люди что были раньше... они остались... просто концентрация их сильно
снизилась... и многие новички попадая в Сеть просто не догадываются что
существуют некие правила,трудно встретить людей у которых можно было узнать
об этом... Я отлично понимаю что все вышесказанное - относиться к той же
серии что раньше, мол пиво было холодней, и девушки красивей... :)))))
Наверное это так...

Я не жалею об утраченном ... ведь именно благодаря широкой популярности
и доступности Сети сюда пришли такие люди как вы. Благодаря этому я получил
сегодня возможность познакомиться с вами и учиться у вас. (Имеются в виду
участники конференции и конечно Клейн :)
А чтобы учиться эффективно, не тратя зря свое и чужое время я хочу
рассказать вам о некоторых правилах которые были приняты в Сети еще до
нашего появления.

ЧАСТЬ II Что такое "Нетикет"

От старых добрых времен "когда компьютеры были большими а программы
были маленькими" нам достался в наследство нетикет. Слово "netiquette"
состоит из двух частей (net-сеть и etiquette-этикет). Т.е буквально можно
перевести как "сетевой этикет" (сетикет :)))
Это довольно сложное понятие которое включает в себя множество
рекомендаций для самых различных сервисов. Написано довольно много текстов
так или иначе раскрывающих суть этого понятия. В конечном счете все эти
рекомендации направлены на экономию времени и сил людей живущих в Сети. Я
не буду подробно рассказывать обо всем, а постараюсь остановиться только на
тех моментах которые имеют непосредственное отношение к нашей конференции.

ЧАСТЬ III Общие правила для конференций

Строго говоря, то что мы с вами привыкли называть конференцией
правильнее было бы назвать списком рассылки (Mailing List) потому что эта
система реализована на почтовом протоколе SMTP. Конференции (новости)
(Usenet) работают на собственном протоколе NNTP. Эти протоколы являются
близкими родственниками и различия между списками рассылки и конференциями
с точки зрения пользователя несущественны. Правила же поведения в списках
рассылки и конференциях в основном везде одинаковы, различаются
незначительными деталями.

Виды конференций:

- немодерируемая конференция самая демократичная форма конференции. Все
могут писать туда что хотят. Никаких ограничений и административных
механизмов нет. Все регулируется только нетикетом. Такие конференции
иногда бывает сложно читать. Слишком много мусора и коммерции.
Пример: конференции relcom.

- модерируемая конференция. За порядком на конференции следит специальный
человек (модератор). Иногда ему помогают помощники (комодераторы).
Модератор может применить к нарушителю правил различные санкции от
предупреждения до отключения от конференции.
Пример: большинство конференций fido.

- премодерируемые конференции. Довольно редко встречаются. Все сообщения
присылаются модератору, который в свою очередь помещает сообщение на
конференцию. Если сообщение не нравиться модератору оно вообще не
появится в конференции. Порядок в таких конференциях идеальный.
Пример: fido7.ru.humor.filtered

В разных конференциях - разные правила. Чаще всего они публикуются раз
в месяц (иногда реже) в самой конференции. Во многих конференциях помимо
правил публикуется также FAQ (Frequently Asked Questions - Часто задаваемые
вопросы). Задавать на конференции вопрос ответ на который есть в FAQ
считается дурным тоном. Вообще прежде чем писать в конференцию
рекомендуется просто почитать ее недели две три (тогда вам станут понятны
основные правила)

Наиболее типичные нарушения правил конференций:
(звездочками отмечены нарушения которые актуальны ДЛЯ НАС)

flame - долгий и эмоциональный спор постепенно переходящий на личности
и на выяснение кто из спорящих что утверждал в предыдущих письмах.
Обычно сам по себе не прекращается и длиться до тех пор пока модератор
не объявит тему offtopic'ом.

offtopic - письмо не по теме конференции или письмо на тему которая
запрещена к обсуждению на этой конференции. На некоторых конференциях
есть специальный offtopic list - список тем запрещенных для обсуждения

* overquoting - избыточное цитирование. Это часто бывает в нашей
конференции. Например процитировать огромное письмо и в конце от себя
добавить "Класс!" или "Полностью согласен" это как раз и есть
overquoting. Ибо такое письмо не несет в себе полезной информации.
В нашей конференции Клейн просит не вырезать содержательные строки
из писем. Однако повсеместно это считается плохим тоном. Имейте это
в виду когда будете писать в другие конференции или списки рассылки.

crossposting - когда одно письмо направляют сразу во много конференций.

* некорректная кодировка - это у нас часто бывает. Это нарушение считается
очень серьезным в технических конференциях. В лучшем случае ваше письмо
проигнорируют в худшем могут совсем отписать от конференции.
Для кириллицы есть ОДНА правильная кодировка KOI8-R. Все остальные
кодировки могут применяться в частной переписке но совершенно
недопустимы для публичного использования. (см ниже "о кодировках").
Еще допускается писать транслитом. Primerno vot tak eto viglyadit :)))

* письма в формате html - не приветствуются.
во первых не все программы поддерживают этот формат
во вторых html - потенциально опасен. В него может быть встроен
деструктивный код (это относится к Windows)
в третьих размер письма существенно увеличивается.
Формат html - это для частной переписки но не для публичных конференций.

чрезмерно длинная подпись в конце письма. Некоторые умудряются на целую
страницу текста подпись растянуть.

ЧАСТЬ IV О кодировках

В силу различных обстоятельств существует несколько различных кодировок
для кириллицы. Я не буду сейчас анализировать причины этого бардака, на эту
тему и без меня уже написано предостаточно. Я просто хочу сказать что есть
по крайней мере две причины чтобы писать в кодировке KOI8-R.

1. Эта кодировка является стандартом de-facto во всех российских
конференциях и списках рассылки.

2. Эта кодировка сохраняет читабельность даже в не русифицированных
системах. В системах полностью лишенных поддержки русского языка
KOI8-R выглядит как транслит. Это ее свойство позволяет читать
русскоязычные конференции нашим соотечественникам - студентам
зарубежных университетов и сотрудникам иностранных фирм.

ЧАСТЬ V Как правильно оформлять цитирование (quoting)

Исторически сложилось так что стандартным символом для выделения цитат
во всем мире принят принят символ '>'. Допустимо также использовать любую
последовательность символов (инициалы или имя) завершающиеся символом '>'.

Многие почтовые программы делают цветное выделение цитат, а наиболее
продвинутые программы (например Mutt) выделяют разными цветами цитаты
разных авторов. Конечно при этом становиться гораздо удобнее читать почту.
Вся штука в том, что при выделении программа опознает цитаты именно по
символу '>'. И если этого символа нет все письмо выглядит одноцветным и
безликим.

Еще один важный момент: цитировать нужно КАЖДУЮ строку.

ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНОГО ЦИТИРОВАНИЯ:

> Это пример правильного цитирования
> Каждую строку нужно цитировать отдельно

GG> символ цитирования может быть
GG> скомбинирован с инициалами

Gleb> символ цитирования может быть
Gleb> скомбинирован с именем

Gleb Galkin> даже так можно цитировать
Gleb Galkin> правда довольно громоздко

ПРИМЕР НЕПРАВИЛЬНОГО ЦИТИРОВАНИЯ:

Кл.: Ты хочешь сказать, что достаточно быть талантливым, чтобы
видеть суть? :)))))) Говорухин, например, - талантливый режиссер. И,
по-твоему, он видит суть? :)))) Как, примерно, Хуай-нэн? :))))
Глеб: Отсюда способность прямо (КРАТКОй дорогой) указать на нее
(суть то бишь).
Кл.: Да. :))) "Краткой дорогой идете, товарищи!" :))))))

Вот при ТАКОМ способе весь текст будет отображен одним цветом и
одинаковым шрифтом, так что визуально будет нелегко отделить цитаты друг от
друга и от основного текста.

ЧАСТЬ VI О неэтичности использования закрытых (коммерческих) стандартов

Повсеместное пиратство и воровство коммерческих программных продуктов
на территории бывшего СССР имеет столь глобальные масштабы что привело к
появлению новых извращенных стандартов. Сейчас никого не удивляет что люди
рассылают по Сети файлы в формате Micro$oft Word или Micro$oft Exel. Однако
это подразумевает что получатель должен купить (либо украсть) программу
являющуюся собственностью Micro$oft. Я например не хочу не воровать ни тем
более покупать эти программы только ради того чтоб иметь возможность
прочесть присланную мне корреспонденцию. Дошло до того что сейчас на
некоторых сайтах уже выкладывают Word'овские файлы вместо html.

Я сейчас даже не хочу анализировать тот факт что эти форматы -
идеальная среда для распространения вирусов. Это тема для отдельного
разговора. Я говорю о неэтичности распространения информации в закрытом
(коммерческом) формате.

Это примерно как если бы вам прислали нестандартную видеокассету для
просмотра которой вам пришлось бы купить СПЕЦИАЛЬНЫЙ видеомагнитофон (да к
тому же еще и не дешевый) одной единственной фирмы-изготовителя.

Есть целый ряд некоммерческих открытых к использованию форматов. Это в
первую очередь Plain Text (простой текстовый файл), html, tex, postcript,
etc... Если уж так нравятся Micro$oft Word то отправлять файлы следует
в формате rtf. Word поддерживает такой формат. Да и не только Word.

Не стоит также слать почтой самораспаковывающиеся архивы (*.exe)
Стандартные архивы в интернет это zip и tar.gz(в мире Unix)

ЧАСТЬ VII Практические рекомендации по настройке программ

Эта часть нуждается в доработке! Если вы располагаете информацией о
настройке и об особенностях некоторых почтовых программ пришлите их мне и я
вставлю ваши замечания в этот текст.

Micro$oft Outlook Express

Большинство участников нашей конференции пользуется различными версиями
именно этой программы. Она имеет дурацкую привычку при написании ответа
автоматически устанавливать charset как у отправителя. Это наверное неплохо
при частной переписке но ОЧЕНЬ плохо если вы пишите в конференцию. В
результате стоит написать ОДНО письмо с нестандартной кодировкой в
конференцию и все ответы АВТОМАТИЧЕСКИ будут иметь ту же кривую кодировку.
Более правильная модель поведения - всегда писать ответы в ПРАВИЛЬНОЙ
кодировке независимо от того в какой кодировке пишут вам.

Для исправления этой ситуации нужно снять галочку с пункта меню

"Cервис - Параметры - Отправка - Отвечать в формате исходных сообщений."

А вообще в свете последних событий (эпидемия клонов вируса I Love You)
имеет смысл подумать о переходе на другие почтовые программы. Я бы
порекомендовал The Bat!. На мой взгляд это наиболее правильный и удобный
почтовый клиент под Windows 95/98/NT.

Web интерфейс egroups.com

Насколько я понял он пишет в заголовке правильный charset=koi8-r, но в
содержание письма при этом перекодировать не умеет. Получается что
правильно писать оттуда в принципе возможно, но не для пользователей
Windows. Если кто-то из вас располагает информацией на этот счет прошу
сообщить мне об этом. Мне удалось без проблем отправить правильное письмо
используя linux и Netscape Navigator. Возможно некоторые версии броузеров
Windows смогут корректно отдать текст в кодировке koi8. Если вы располагаете
достоверной информацией то пожалуйста поделитесь опытом.

Что-то чем пользуется Гурам.

Я не совсем уверен, но судя по заголовкам его писем он пользуется Web
интерфейсом на yahoo.com. Все его письма идут с неправильным charset =
ISO-8859-1 (иногда us-ascii). Как это обойти пока не знаю. Может быть
можно правильно настроить профиль на yahoo.com а может быть и нет.

Netscape Mail

Некоторые версии имеют глюк: в заголовках ставят koi8-r а в теле письма
windows-1251. Если сказать в настройках все наоборот (слать в windows-1251)
то все работает нормально. Сам я этого не проверял, но встречал такой совет
в одном из списков рассылки.

ЧАСТЬ VIII Что стоит почитать для лучшего понимания

Список ссылок:

http://old.submarine.ru/win/399/internet1_1.html
о нетикете

http://www.glasnet.ru/~junior/netiq/
большой и очень хороший сайт, содержит много информации о нетикете
и методах борьбы со спамерами

http://www1.ekaterinburg.com:8080/leisure/books/bell/pechkin.html
Почтальон Печкин о пpавилах pаботы в сети ("вредные советы",
написаны с юмором, заслуживает обязательного прочтения)

http://www.nevod.ru/linux/news/article/kkodes.html
Кодировки, как они есть

http://www.israel.ru/sgt/koi8.html
Движение Один лишь KOI8

http://koi8.pp.ru
KOI8 - сетевая кодировка

Глеб Галкин (функция: сисадмин :)))

Best regards, Gleb Galkin
***
Здесь дают заpплату? Моя фамилия 'ИТОГО:'