Re: диссипативная структура 1

Понял :) В смысле вспомнил не забытое :))
щас начну термодинамику бубнить :)), слабонервным не читать:))

энтропия- в бытовом смысле, мера разупорядочивания системы (больше
хаоса-энтропия выше)

теплота и работа(в общем смысле) - два способа изменения энергии системы
(первый закон термодинамики), поскольку работа это _упорядоченный_ вид
передачи энергии, она сортом выше. Теплота - полный отстой :))))
Броуновское движение (сокращенно "Брожение" :))))

В изолированной системе (в системе без обмена энергией с окружающей средой)
самопроизвольные процессы идут в сторону повышения энтропии (спросить
Клазиуса :)), т.е. энтропия (суммарная ) изолированной системы всегда
будет увеличиваться (бардак имеет тенденцию расти, кто давно в комнате не
убирался,-тот в курсе :)) Немодерируемые форумы, кстати тоже (у кого что
болит :)))))))) Между прочим, это единственный, насколько я знаю,
физический закон, в котором явно заложена ассиметрия по времени, т.е. тем,
кому нравится размышлять о природе времени, полезно это иметь в виду :)))
Все остальные законы по времени обратимы.

Структура (упорядоченое образование) - область пониженной энтропии.
Несмотря на то, что энтропия системы(без обмена энергией с окружающей
средой) всегда растет, внутри системы возможно самопроизвольное образование
областей с пониженной энтропией (в дальнейшем структур). Однако это может
происходить, только в случае если в остальной части системы энтропия
растет, так что _суммарное_ изменение энтропии - положительно (иначе
Клазиус начинает нервничать :).
Классический пример: пирамида лисицы -кролики -трава.Чтобы появился
килограмм более упорядоченных кроликов, нужно потратить много килограмм
менее упорядоченной травы. Тоже самое и с лисицами :) Суммарное ухудшение
качества энергии в системе называется диссипацией (рассеиванием)- в конечном
итоге простым нагревом (а теплота- полный отстой :)). Упорядоченные
структуры могут существовать только в условиях постоянной диссипации
энергии, именно поэтому они так и называются :).

В общем, если есть обмен энергией(работа или теплота) системы (бывшей
структуры) с окружающей средой (бывшей системой :)), то энтропия системы
(струтуры :))) может и уменьшаться (основной закон термодинамики -спросить
Гиббса и др. :))) Но помните цену! :))))

Еще пример :)))) переход теплоты от горячего предмета к холодному,
самопроизволен, а наоборот -нет. Холодильник ведет себя неестесвенно :)),
за счет того что тратит хорошую упорядоченную электроэнергию малой частью
на разницу температур (полезную), а большей частью на тарахтение и обогрев
комнаты (и то и другое - отстой :)) Если держать дверцу открытой, то
вообще только на тарахтение и обогрев :))))

> [...]
>потом - бац! - сорганизовалось все. :))) "Диссипативные структуры"
>называются также "самоорганизующиеся системы". :))) Так как потоки, идущие
>от соседних "центров", давят друг на друга, то устанавливается
"динамическое
>равновесие". Каждая граница ячеек - это зона "динамического равновесия".
>:)))
>
>Примеры: Государства (см. карту). Циклоны - всегда 7 в Северном полушарии,
>7 - в Южном (см. карту циклонов). Семилетние круговые океанские течения
>(открыты недавно земными учеными - карт, наверно, еще нет). :))))))
Религии.