[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Re: Теория управления 1



Привет, VT!

MAKC wrote:

> Привет!
>
> Пришлось перечитать несколько раз, что-бы понять и сформулировать
> вопросы. Итак:
>
> On Tue, Mar 13, 2001 at 03:42:52PM +0300, MAKC wrote:
> >Первая лекция по теории управления.
> > "Основы процесса управления."
> >
> >Теория управления сегодня - это наука, целью которой является добиться
> >от окружающего нас мира, точнее, отдельных его частей, именуемых
> >объектами, желаемых нами поведения и свойств.
> >
> >Для лучшего понимания теории управления необходимо определить основные
> >понятия.
> >
> >Основой процессов управления являются информационные взаимодействия.
> >
> >Простейшие виды информационного взаимодействия можно выделить уже в
> >неживой природе. Таковым, например, является каталитическое
> >взаимодействие. Оно состоит в том, что один объект называемый
> >катализатором изменяет скорость протекания химической реакции между
> >группой других объектов называемых реагентами, после чего сам
> >катализатор остается неизменным по всем своим свойствам. Этот процесс
> >можно представить как примитивное информационное взаимодействие между
> >катализатором и реагентами состоящее в том, что последние получают от
> >первого некую информацию, которую они реализуют в виде изменения их
> >собственного взаимодействия.
> >В этом взаимодействии уже проявляются в примитивном виде присущие
> >информационному взаимодействию основные факторы.
> >
> >1. Информационное взаимодействие имеет в своей основе комплекс
> >взаимодействий и таким образом информация между объектами
> >переносится с помощью обмена веществом или энергией.
> >Формы вещества или энергии, с помощью которых переносится Информация
> >будем называть информационными кодами или кратко - кодами.
>
> В какой основе? "Информационное взаимодействие" состоит из
> "взаимодействий",
> следоватеьно информация между объектами переносится посредством
> вещества и энергии, т. е. по сути - просто, теперь будем называть обмен
> "веществом и энергией" - обменом "кодами."

Нет. Не любой обмен веществом и энергией называется кодом, а только тот,
который переносит информацию.
Смотри - я тебе дал кусок бумаги и на нем намалевано что-то чернилами.
Это передача вещества. А если я дал тебе кусок бумаги и там чернилами
написано - "VT, Привет!" - то это уже передача информации. То есть в
веществе (энергии) закодирована информация. Ключевое слово не "вещество"
или "энергия", а "закодировано".

> >2. Информационное взаимодействие может происходить только при
> >определенном взаимном соответствии свойств объектов. Так в каждом
> >каталитическом взаимодействии могут участвовать только объекты,
> >обладающие необходимым для него набором свойств. Восприятие Информации
> >на основе получаемых кодов определяется через возможность ее
> реализации
> >в соответствии со свойствами принимающего объекта. От его свойств
> >зависит в конечном итоге то, какую информацию он принимает, получая
> >конкретный набор кодов.
>
> В (конкретном?) информационном взаимодействии не могут учавствовать все
> подряд объекты, а только "обладающие необходимым набором свойств." Как
> _определяется_ восприятие информации на основе получаемых кодов? т.е. -
> объекты могут принимать только ту информацию которую они могут
> принимать?

Ну да! :)) Ты можешь принимать глазами только определенный спектр
излучения - исключая волны короче ультрафиолетовых идлинее инфракрасных
включительно. Простой пример - возьми дома пульт от телевизора, поверни
его к себе излучающей частью и нажми любую кнопку - ничего не увидишь. А
вот телевизор это "видит" :) Для пущей уверенности потыкай пультом на
видеокамеру, а потом посмотри запись - огонек, мерцающий на пульте
прекрасно видно! То есть объект "глаз" способен принять только ту
информацию, которая вписывается в его принимающий механизм - колбочки и
палочки.

> >Комплекс свойств объекта позволяющих ему воспринимать получаемые коды
> >как некоторую информацию будем называть аппаратом интерпретации
> >информационных кодов или кратко - аппаратом интерпретации.
>
> Что такое "воспринимать"?

Фиксировать. Как сито - фиксирует песчинки определенной величины - не
меньше определенной. Можно сказать, что сито "воспринимает" эти большие
песчинки, а маленькие не воспринимает.


> >
> >3. Информация реализуется в принимающем объекте через связанное с ней
> >определенное изменение его состояния (внутренних или внешних свойств).
> >Причем это изменение возможно и без получения информации, но при этом
> >оно будет менее вероятным. Информация способствует переходу
> принимающего
> >ее объекта в одно из потенциально присущих ему состояний, т.е.
> является
> >сообразной его свойствам.
>
> Передача информации только-лишь - увеличивает вероятность каких-то
> изменений объекта.

Да. Ты можешь включить телевизор в 21.00 самостоятельно... просто так. А
можешь сделать это для того, чтобы посмотреть передачу, про которую
сказано в программке. Если упростить, то в програмке сказано "включи
телевизор в 21.00"


> > В рассмотренном простейшем случае сообразность
> >информации принимающему объекту в значительной мере определяется самим
> >наличием у него аппарата интерпретации, поскольку и то и другое
> >основывается на одних и тех же свойствах объекта. Тем не менее,
> > рискнем здесь развить утверждение о сообразности и сформулировать его
> > усиление.
> >В широком смысле можно сказать, что информация принимаемая объектом
> >необходимо является для него целесообразной.
>
> Что значит "в широком смысле"?
> В "широком смысле" - обьект принимает информацию только соответствующую
> его целям.

Это значит, что аппарат интерпретации, заложенный в объект, для чего-то
нужен этому объекту непостижимым образом. Так, считывающее устройство
магнитного замка является аппаратом интерпретации замка. "Цель" замка -
отпираться и запираться в ответ на магнитный код ключа.
То есть наличие аппарата интерпретации у объекта предполагает связь
этого аппарата интерпретации с другими аппаратами объекта
(транслирующими, исполняющими и др.). Получение объектом (его
интерпретирующей-принимающей частью) информации влечет изменение в
интерпретаторе-приемнике - это изменение (команда)передается остальным
органам объекта, выполняющим определенные функции. Таким образом,
получается, что если объект получил-воспринял нформацию и отреагировал
на нее, то такая реакция запрограмирована в самом объекте. И такая
информация целесообразна. Не в смысле "оптимальна", а в смысле сообразна
изменениям в состоянии объекта, которые происходят на основе восприятия
объектом этой информации.


>
> >
> >Итак, на простейшем примере информационного взаимодействия мы показали
> >три основных фактора, необходимых для его протекания. Это наличие
> кодов
> >переносящих информацию, наличие аппарата интерпретации этих кодов у
> >принимающего объекта и, наконец, обязательная целесообразность
> >информации для принимающего объекта.
>
> 3 основных фактора -
> объекты должны взаимодействовать,
> они должны мочь взаимодействовать и
> им должно быть нужно взаимодействовать.

Не совсем так. Речь идет именно об информационном взаимодействии.
Ключевое слово - "информационное". Т.е. взаимодействие опосредованное.
Посредством знаков. Посредством информации. Правильный пример - замок и
магнитный ключ. Неправильный - замок и динамит.
Код магнитного ключа воспринимается аппаратом интерпретации замка.
Аппарат интерпретации в ответ на информацию вызывает изменение в
состоянии объекта. Получившееся состояние объекта (открыто-закрыто)
максимально соответствует информационному содержанию кода, т.е.
информация, передаваемая объекту вызывет в нем те изменения, которые
заложены в ее коде.

> >Теперь обратимся к более сложным объектам - вирусам
> >Возьмем за объект простейшую живую форму - вирус. Его взаимодействие
> > со средой обитания сводится к питанию (потреблению вещества),
> потреблению
> >энергии, выделению отходов (в виде вещества и энергии), размножению
> >(построению своей копии) и умиранию (распад на отдельные химические
> >молекулы). Механизм воспроизведения вирусов сводится к тому, что он,
> >попадая в определенную среду, изменяет комплекс происходящих между ее
> >объектами химических взаимодействий таким образом, что в их результате
> >происходит синтез зрелых вирусных частиц - вирионов, из которых в
> >определенных условиях образуются другие такие же вирусы.
> >Принцип целесообразности информации по-прежнему имеет место в том
> >смысле, что вся совокупность реакций ведущих к появлению нового вируса
> >могла бы произойти и без участия такого же вируса, но стечение нужного
> >комплекса обстоятельств для этого события гораздо менее вероятно чем
> > для
> >реагентов каталитического взаимодействия, то есть, может проявиться
> >гораздо реже. Но видимо все-таки это случается. Среда
>
> Простейший пример - колка дров - топор действует
> информационно-каталитически на дрова в результате чего они колятся.
> Принцип целесообразности (т.е.
> нужности) проявляется в том что дрова могли бы и сами расколоться (без
> участия топора), но стечение нужного комплекса обстоятельств для этого
> события гораздо менее
> вероятно. Но видимо все-таки случается.

Еще пример - атомная бомбардировка Америкой Японии. Передающий субъект -
Америка. Принимающий объект - Япония. Информационный носитель - атомный
взрыв, массовые жертвы. Информация - не суйтесь туда, куда вам не нужно
соваться, знайте, где раки зимуют. Япония и сама могла бы решить, что ей
надобно поинтересоваться местом обитания раков, но под воздействием этой
информации она решила это однозначно и быстро.


> > высокомолекулярных
> >соединений сама производит время от времени своих новых вирусов.
> >Информационное взаимодействие вируса со средой имеет еще одну
> >принципиальную особенность, качественно отличающую его от
> >каталитического взаимодействия. В последнем случае результат реакции
> не
> >имеет никакого отношения к катализатору. Результат же информационного
> >воздействия вируса на среду значим для вируса, поскольку обеспечивает
> >поддержание его существования как вида. Здесь уже, хотя и в самом
>
> Результат информационного воздействия топора на среду значим для
> существования топора как вида.

:))) Нет - человека, как существа, готовящего пищу на огне.

>
> >примитивном виде, проявляется четвертый фактор информационного обмена,
> >который можно назвать направленностью передачи информации, или более
> >широко - целенаправленностью.
> >
> >4. Целенаправленность информационного взаимодействия, это фактор его
> >значимости для существования конкретного объекта передающего
> информацию
> >или для существования его вида.
>
> Целенаправленность - это значимость взаимодействия для одного из
> объектов
> участвующих во взаимодействии - в частности для того корорый передает
> коды(энергию и вещество), или если никакой значимости для него нет, то
> хотябы для продолжения его вида. Т.е. если меня кто-то грабит на
> большой дороге, то казалось-бы он делает это не целенаправленно (так
> как он мне ничего не передает, а только забирает), ан нет - всеж-таки
> целенаправленность спасена, так как он продолжает, на полученые деньги,
> свой вид.

Тогда, когда у тебя отнимаю деньги, грабитель тебе приказывает отдать
ему деньги. Приказ - это код (информация). Воспринимающий объект - ты.
Передающий - грабитель. Для тебя информация целесообразна тем, что ты
среди прочих реакций можешь отдать деньги, т.е. прореагаровать на нее -
совершить действие, не выходящее за рамки твоих воможностей.
Целенаправленность информации - намерение грабителя получить от тебя
несколько рублей на хлеб с маслом.

> >Фактор целенаправленности передачи информации как побуждение перехода
> >принимающего объекта в состояние, отвечающее интересам передающего
> >объекта, это уже фактор процесса управления.
>
> А.. я передавая денги - управляю грабителем, в своих, так-сказать,
> интересах.

Какая то сложная модель. На поверхностном уровне деньги не несут никакой
информации.
Ну разве что, факт передачи денег говорит о твоем согласии с грабителем
и выполнении его требований. Цель - не дать ему тебя избить.

>
> >Вообще-то, процесс
> >управления, это тот же самый информационный процесс, но рассмотренный
> У
> >точки зрения доминирования целей объекта передающего информацию над
> >целями объекта, который ее принимает.
>
> Процесс управления отличается от информационного процесса - точкой
> зрения.

Процесс управления отличается от чисто информационного - ценностью
результата обработки информации для объекта, передающего информацию.

> >
> > Пока все.
> > "Ушел на базу"
> >
> > МАКС
>
> Привет, МАКС!! :))

Спасибо за письмо, VT!
:)))

МАКС


Home | Date Index | Thread Index | Author Index

Klein-by Mailing List Archive
March 2001