Re: o strahe

От: Шамайка <shamaika@mail.ru>
Отправлено: 22 марта 2001 г. 18:14
> Страх, конечно, можно еще рассматривать, как эмоцию. Эмоция (от лат.
Emoveo- потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного
пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций,
обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. По
мнению психолога К. Изард, страх является одним из основных десяти эмоций:
интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд,
вина. Эмоция проявляется также одновременно и во внутренних переживаниях, и
в поведении, причем то и другое связаны еще и с физиологической активацией.
Благодаря последней, и всем тем резким изменениям, что вызывает она в
нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию.
НО! Одни и те же выражения активации зачастую являются признаками абсолютно
разных чувств (плачут от горя, от счастья, от испуга). Кстати, именно в этом
состоит одна из причин, по коей детектором лжи можно пользоваться с крайней
осторожностью. А вот характер и интенсивность эмоции определяются
расшифровкой сигналов, что поступают из внешней среды, и уровнем активации
организма. Естественно, сама расшифровка (толкование) зависима от
умственного развития человека и его способности разбираться - перерабатывать
различную поступающую к нему информацию..
> Есть очень интересная формула, что отрицательные эмоции возникают по
причине, когда человек располагает недостаточным количеством информации, а
положительные - когда информации предостаточно и особенно, если она
оказалась лучше ожидаемой. Наиболее ярко подобное проявляется, когда эмоции
повязаны с удовлетворением какой-либо потребности. К примеру: голодный
человек открывает холодильник, чтобы взять пирожок, что он сам туда положил,
ясно - что эмоций не возникает. Но ежели он увидит, что там пирожок
отсутствует, либо помимо одного там есть еще много других, эмоции
захлестнут. По поводу недостаточной информацию и следствием - отрицательные
эмоции, например, биолог завидев змею обрадуется, как объекту для изучения.
Простой "смертный" в лучшем случае ужаснется и вскрикнет далеко не от
изобильной радости.
> Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании эмоции, но
и оказывает влияние на интеллектуальные процессы - мысли, направленность
внимания, все поведение в целом. При слабом или ослабленном эмоциональном
напряжении, допустим, в состояниях раннего слабоумия, появляется апатия. То
есть диапазон влияния эмоций на интеллект довольно широкий. При сильных
аффектах - испуг, страх - как бы обычный ход ассоциаций нарушается, и
сознание порой охвачено одним-единственным представлением, с которым
непосредственно связана эмоция. Все другие же исчезают просто. Рождение
новых представлений, что никак не связаны с эмоцией, затормаживается.
Человек с хорошо и достаточно развитыми процессами торможения, даже несмотря
на "дисгармонию" представлений при эмоциях, все же способен верно оценить
окружающую обстановку и управлять своими действиями. Существует теория
Джемса-Ланге: эмоция - есть восприятия ощущений, вызванных изменениями в
теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной
возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности
сердца, дыхания, кровообращения, тонусе мыщц, отчего во всем теле при эмоции
испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоции. По
их мнению, не было бы эмоций, если бы телесные проявления не следовали
немедленно за восприятием.
> Конечно, эмоции могут возникать без воздействия на психику под влиянием
различных химико-лекарственных препаратов. Впрочем, если долго и с
постоянством пить-колоться, может и психика поехать. :)))
> Теперь о страхе.. Зачастую и по большинству случаев страх возникает на
основании жизненного опыта. Двухлетний ребенок, может спокойно сунуть руку в
огонь, взрослый, безусловно - нет. И лишь прочувствовав боль в различных
ситуациях, ребенок начнет бояться то, что причинит ему боль.
> Как Ольга уже обмолвилась, реакции страха не проходят без выброса
адреналина.
> Так же бывает, что при сильном испуге наступает оцепенение, беспорядочное
мышечное возбуждение. Под "допингом страха" человек способен на неимоверные
усилия, совершить прыжок, поднять неимоверной тяжести груз. В общем все то,
что в нормальном состоянии ему не под силу. Страх - пассивнооборонительная
реакция. Понятно, что для людей слабых, которым труднее преодолевать
жизненные сложности, больше поводов для страха.
> Чувство самосохранения лишь частично является врожденным. Важным образом
оно формируется в течении жизни на основании пережитой боли.
> В заключении добавлю, что сформировавшиеся реакции страха являются
сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при полном понимании их
бессмысленности. Поэтому развитие устойчивости к страху обычно направлено не
на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его
наличии.
> Шамайка
Привет, Шамайка!
Вот, вроде бы интересно написал.
Я даже пару раз прочитал, но суть твоей мысли безнадежно куда-то убегает.
Ну, тупой я, панимашь ли!!! Можно, специально для меня, как у Крылова ;)))
"Мораль сей басни такова:" и в двух словах, а?...
Если не трудно, а то очень хочется понять твой взгляд на страх...
--
AlexSilver
Алиса на всякий случай немного подумала,

March 2001