Re: Почему?

Клейн, привет!
You wrote to "2nd Logic School" <klein-by@zen.ru> on Sun, 10 Mar 2002
18:15:30 +0300:

K> Не понял. Как это - "мысленные"?... Это - еще раз прочти его,
K> эксперимента, конструкцию, плз, - необъяснимый факт, вся ценность
K> которого именно в том, что он наблюдается в реале и не имеет никаких
K> объяснений

Только что специально проверил. Заперся с фонариком и картоном с маленькими
дырочками в туалете, в темноте. Воспроизвести эксперимент не смог.
:)))))))))))
Сначала, правда получил то же, что и изобретатель камеры-обскуры - чЈткое
изображение спирали лампочки на стене. :)))) Потом сделал источник матовым.
"Мысленные" - это потому что "фонарик" - это лазер, источник когеррентного
света. А ещЈ лучше монохроматического и поляризованного.
А теперь ещЈ раз по порядку.
Эксперимент 1
Чтобы получить два пучка и интерференцию лучше всего расщепить один пучок
(это про когеррентность (я точного определения не помню, но фишка в том, что
если два пучка друг от друга далеко в луче света, то получить нельзя
интерференцию)). Монохроматический - одной длины волны. Например красный.
Поляризованый, например плоско-поляризованый - это значит, что волна в одной
плоскости. Это кристалл специальный берЈм, который поляризует.
Только после этого получаем на экране чередование красных линий и чЈрных.
Т.е. есть места куда падает свет, но они в тени. Интерференция.
Эксперимент 2
Не знаю, что у Р.А. Уилсона скрывается за этим экспериментом. Не нашЈл я
этой книги в инете, только отрывок, но он не про это. Если взять и
пропустить излучение лазера через маленькую дырочку, то получим круги на
экране. Интерференция вторичных волн - дефракция.
Эксперимент 3
Если взять, например, два лазера, то интерференцию получить никак не
сможем - отсутствие когеррентности (если кто-то вспомнит строгое
определение, буду благодарен). Т.е. да, картина будет как от двух пучков
света - и всЈ. Это не показывает карпускулярную природу, т.к. объясняется
волновой.
Эксперимент 4
Фишка в том, что от одного источника мы можем иметь или не иметь картину
интерференции. Ну например если взять два пучка света которые отстоят один
от другого на какое-то расстояние, хоть они и от одного источника, то
интерференции уже не будет. Опять же про когеррентность.
Почему, я решил, что эксперименты "мысленные". Потому что карпускулярную
природу света нельзя доказать с помощью фонарика.
Про физику очень рекоммендую всем книгу Георгия Гамова "Мистер Томпкинс в
Стране Чудес". Вот уж действительно модели так модели. Там на простых и
понятных моделях объясняется теория относительности, квантовая механика и
прочее. В интернете не нашЈл, правда.

K> Ты что всеръез считаешь, что в атоме с "орбиты" на "орбиту" прыгают
K> шарики?
K> корпускулы? :)))) Тогда объясни, плз, такой эффект. Электрон при
K> прыжке на более низкую орбиту излучет - одномоментно (!) - квант
K> света. Если он прыгает на 2, например уровня вниз, то он излучает
K> квант света большей мощности (частоты). Загадка: он что - заранее
K> знает, куда он прыгнет?

Орбиты в атоме - это от постоянной Планка. Ну т.е. либо мы определяем точно
импульс, тогда координата размазана, либо, если координата более точна (как
в атоме, размер орбиты - это довольно большое уточнение), то неизвестна
скорость. НеопределЈнность координаты * неопределЈнность импульса =
константа Планка. Это для чего угодно.
Но! Это не иллюстрирует волновую природу электрона. Да облачко, но никто
облачко фотонов не видел, например. И в объяснении, ну когда электрон
прыгает, то разность энергий двух состояний переходит в излучение. Это опять
же не иллюстрирует волновую природу, ну т.е. самопроизвольно волна не может
разделиться на две с меньшей частотой.
Загадка - да. Загадка. Но волна здесь довольно далеко.
Между частицами и волнами - пропасть. И эта пропасть - скорость. При
скорости света электрон имеет бесконечную массу. А про массу покоя фотона
говорят, что еЈ нет.
У одних сложно доказать природу других. Вот и строят огромные
синхрофазотроны.

K> Еще раз: есть нечто, которое проявляется (!) как корпускула и как
K> волна -
K> одновременно.

Такого, у чего бы обе природы были выражены явно и легко наблюдаемы - нет.
Ну разве что электрон в ускорителе. Т.е. на мой взгляд, нечто проявляется
либо так, либо так, но не полностью, а на 99%, а один процент остаЈтся от
другой природы.

Вот.
Удач!
Сергей

З.Ы. Про физику это довольно обширная тема. Что-то меня уносит. :)))
З.З.Ы. У Р.А.Уилсона нет физического образования. Это не говорит о его
некомпетентности, а лишь подтверждает, что это мысленный эксперимент,
который делает выпуклой двойственную природу.

Всего наихорошего!
Сергей.
sergey.kruk@wanadoo.fr

March 2002