Гордыня_и_уныние

Привет всем!

Поскольку я употребляю термин "гордыня" решил разобрать, что я понимаю
под этим. Лучший способ, который я знаю, придать размышлениям форму - это
записать их, записал. Посмотрел записи и решил отправить в Ш2Л.

Что я называю гордыней?
Жесткая картина внешнего и/или внутреннего мира.

Откуда происходит жесткость?
Из потребности духа построить верную картину мира.

В чем проявляется жесткость?
Жесткая картина мира внешнего - если я считаю что мир такой, значит, мир
обязан быть таким. Если что-то не вписывается, я стараюсь:
1) не видеть (если это не получается) ->
2) выправить под свою, в разной степени приближения
к реальности, линейку (если это не получается) ->
3) уничтожить эти проявления мира (если и это не получается) ->
4) значит всЈ не так и мне здесь не место, т.е. уничтожить нужно меня

но поскольку в сознание все-таки встроен мощный механизм защиты от
самоуничтожения, то я, получив достаточное количество страданий или
соглашаюсь принять, что мир не такой как я думал
(моя картина мира меняется, повезло :)

или более тщательно закрываю глаза, избегаю и не вижу
(возвращаюсь к пункту 1, т.е. не повезло :)

Жесткая картина мира внутреннего - если я считаю что я вот такой, значит,
я обязан быть таким. Если что-то не вписывается, я стараюсь:
- пункты те же самые, что про мир внешний, только направленные
сразу на себя.

Это условное разделение - жесткая картина мира внешнего и жесткая картина
мира внутреннего, они связаны.

Отчего происходит гордыня? От перекоса в ту или иную сторону.

Например, вот какие стороны:
С одной стороны: утрата единства - я отдельно, что-то вовне меня
отдельно. Или какая-то часть меня отдельна от другой части меня.
С другой стороны: декларирование излишнего единства, игнорирование факта
своей индивидуальности и ограниченности в мире. Или декларирование что
часть, или "уровень" меня - это всегда целое мое Я, выдавание части за
целое.

Какие бывают проявления?
Центровcеленизм, "на мне сошелся клином свет" - одна сторона качелей
гордыни. Другая сторона этих качелей - я ничто и звать меня никак.
Здесь же качели ответственности: взятие на себя чрезмерной ответственности,
"без меня ничего не может обойтись" - одна сторона. Отказ от
ответственности, "я тут ни при чем" - другая.
Нужно как-то совмещать и искать как совместить разные стороны одного и
того же правильно.

Что полезно для поисков правильного совмещения?
Например - смотреть с какого уровня идет мотивация. Нет ли под этой
мотивацией скрытой мотивации более глубокого уровня.
Модель уровней, несмотря на достаточно условные разделения,
помогает мне лучше видеть, что происходит во мне.

Под "уровнями Я" понимаю вот что (снаружи в глубину):
1) Я-тело,
2) Я сознание-ум, интеллект
3) Я сознание-душа, эмоции, чувства
4) Я сознание-тот-кто-живет-смеется-делает-выбор-бессмертная-часть-Бога.

Автоматические оболочки, т.е. механизмы, которые автоматически (на основе
опыта) выдают ответ на какую-то ситуацию могут быть:
- на уровне тела
- на уровне ума-интеллекта
- на уровне души-эмоций
всЈ дальше автоматических оболочек нет :)

Автоматические оболочки - ценная штука! Но их нужно стараться осознавать,
иначе они могут превращаться в ловушки. Опыт всегда полезен, а опыт с
осознаванием еще полезнее.
Опыт автоматически совершенствует автоматические оболочки, чем больше опыта,
тем адекватнее автоматический ответ на ситуацию, осознавание же позволяет их
корректировать и конструировать самому.

Некоторые моменты. Про 4-й уровень я включил "смеется", вообще способность
смеяться, есть на всех 4-х уровнях, но на каждом уровне смех свой, разный.

Хотя с этим вроде все понятно, попробую развернуть про уровни вообще.
Раньше я думал, что интеллект ближе к центру, чем душа с эмоциями, сейчас
вижу, что нет. Почему я ставил ум выше души?
Оказывается это потому, что душа ближе и к центру, к части Бога, самому
нематериальному; и к телу, самому материальному - одновременно.
И если видеть только одну часть души, то кажется, что она скорее в
материальном.

Кстати вот эту склонность души к материальному способен уравновесить
интеллект, который в своем пределе - дух, не привязанный ни к чему, не
имеющий никаких потребностей. Хотя пожалуй нет, потребность в верной картине
мира такое же неотъемлемое свойство духа, как потребность души жить. Но это
отдельная большая тема, вернусь к гордыни. Подавление интеллектом души,
перемещение ума ближе к центру, это как раз мой случай гордыни и приводит
к чему-то вроде "холодным гордым духом над землей носиться и наблюдать
пустую суету". Хотя вообще, по большому счету, не важно, что ближе к
центру душа или интеллект, а важно, что это тоже качели, и с 4-го уровня их
можно совместить в единое целое.

Или такое описание модели: душа совмещает в единое целое материальное тело
и нематериальный ум-интеллект, дух. Но в душе находятся эмоции.
Поскольку душа связана с телом, веревки чувственных удовольствий, идущие
из материального привязаны именно к душе и дергают за эмоции.
И вот однажды интеллект видит - что-то эмоции неадекватны, надо их отсечь, и
в результате зарубает душу способом "теперь я тут главный, а ты помалкивай".
Способность чувствовать блокируется в бетонном бункере. А тело (этот жалкий
атрибут души) становится вообще неважным. Страдания.
В результате страданий бетонный бункер может переполниться, эмоции, в пыль
разнося многотонные глыбы, вылетают наружу, душа набирает разгон - "буду
жить чувствами, это прекрасно", "да торжествует жизнь", зарубается интеллект,
в бараний рог ненужного сворачивается дух, тело становится чрезвычайно
важным и вообще материальное становится во главу угла. Страдания.

В результате страданий интеллект вырывается вперед и принимает решение -
"что-то эмоции неадекватны" и дальше по кругу.
Из 4-го уровня тут можно увидеть этот разброд и шатания и воссоздать
равновесие. Больше про 4-й уровень сказать ничего не могу.

Скажу лучше, в чем проявляется следствие моей гордыни, этой болезни духа,
возникающей из жесткой картины мира внешнего, и мира внутреннего. Одно из
последствий - это потеря смысла, получается что дух не может создавать смысл
без души и мир перестает играть красками, и вот вроде и сложно и
разнообразно, и знания-умения многие доступны, жить и радоваться бы, а не
получается, и вопрос один и тот же - "и что?".

Можно сказать короче - уныние. Одна ветка рассмотрения -> да что это?
я и уныние, и корень слова какой-то: нытик, нюни, тьфу! я гордый дух и выше
этого :) а в результате буду жить как автомат. Стоп! почему это называется,
"как автомат" что значит "автомат"? Это значит не чувствую больше любви,
не чувствую Бога. Почему же так случилось? Потому что душа, этот
проводник, зачахла.

Можно увидеть по-другому -> уныние мое, ведь это же тоска по любви, я же
помню как это бывает! и душа моя еще жива, вот она хоть и ослабла, но
трепещет еле-еле. Да еле ли еле? посмотреть внимательнее - не смотря
на слабость, душа вообще как новая, никакие обманутые ожидания
удовольствий, эти разнообразные веревки материального, даже предательства
над ней получаются не властны, вообще ничего не властно, а я-то думал вся в
рубцах уже от своих увлечений миром и лучше будет как-то без нее.
Думал будет лучше. А получилось - ну да, теперь не болит,
но теперь и не радует! :)

Как же вернуть эти краски? Особенно если случай не простой и кажется что все
безнадежно запущено, да и смысл стараться вообще? смысла возвращать краски,
когда красок нет, - нет.
Или, говоря по-другому, смысл питает надежду, а надежда питает смысл, и если
утрачено и то и другое, то получается замкнутый круг, разрывать который нет
ни смысла, ни надежды, что это получится. Но делать что-то все равно надо?

Вспомнил одно жизнеописание, там была история про монаха. Возможно уныние
чаще случается как раз с монахами, потому что идут в сторону духа, а
материальное отсекают. Так вот, впал монах в уныние, потерял всякий смысл, и
не находил в себе сил ни молиться ни делать что-либо еще. Не находил в себе
даже сил искать силы. Тогда он пришел к старцу, и спросил совета: вразуми
отче, что делать? Старец ему рассказал историю про человека, у которого было
заброшенное поле, давно заросшее сорной травой. И вот послал он туда своего
сына, чтобы сын очистил поле, а отец потом смог бы его засеять. Сын же придя
на поле, и увидев какое оно большое, да в каком запущенном состоянии,
растерялся, приуныл, лег на землю и вскоре заснул. Через некоторое время
пришел отец, разбудил и увидев его смущение сказал: "Сын мой, если бы ты
обрабатывал в день хотя бы такой участок земли, на котором примял траву,
когда спал, то работа продвигалась бы мало-помалу и ты не оказывал бы мне
непослушания". Вняв словам отца юноша так и стал делать, и, к своему
удивлению, в короткое время расчистил всЈ поле. Не нужно ждать, что сил
будет достаточно на всЈ, нужно стараться теми силами, которые есть сейчас.
А надежда, что сил всегда будет вагон и маленькая тележка, желание
перемахнуть все заборы одним махом, это гордыня :)

п. 1) сил всегда достаточно, чтобы сдвинуться с мертвой точки
п. 2) если сил недостаточно см. п.1
п. 3) если сил смотреть п.1 недостаточно, нужно вспомнить,
что сдвинуться с мертвой точки важнее любых сил

Привет!
Дмитрий
/////