[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Re: Маленький_дзенский_садик-2





Теперь переведу про сады из моей книжечки.
Эпиграф:
Небеса, земля и я - у нас у всех одни корни.
Вещи, которым десять тысяч лет и я - сделаны из одного и того же.
- Мастер Дзен Соджо (384-414 гг)

В течении столетий японцы культивировали все виды садов: изысканные и живописные, спокойные и расслабляющие, мощные и напряженные. Японские острова, заросшие цветущими растениями, такими как азалии и хризантемы и величественными кедрами и пихтами, - сами настоящие сады за пределами перенаселенных современных городов.
Необычная любовь к природе, просто культ природы , приводят к тому, что японцы ценят натуральную красоту - и это становится характерной чертой всей культуры. Японцы известны своими ежегодными паломничествами для любования первым цветением вишни, знамениты любовью к крохотным деревцам (бонсай) и аранжировке цветов (икебана). Японский термин для понятий умиротворенность, эстетика и "наблюдение" ( за чем-нибудь прекрасным) - это Yugen, что также означает достижение внутренней гармонии.
Великий исследователь дзен Д.Т. Сузуки выдвинул идею, что эта врожденная любовь к природе как-то связана с горой Фуджи, которая воспринимается как воплощение одновременно красоты и величественной суровой простоты на главном острове Японии. Потухший вулкан сегодня, когда-то Фуджи представляла собой угрозу безжалостного разрушения землям и людям. И все же великий художник Хокусай (1760-1849) создал сотни гравюр Фуджи с различных точек зрания и в разные времена года. На одной из гравюр некогда неистовая гора видна сквозь рисунок паутины. Ясно, что что-то в японской душе любит выделять, обособлять основные природные элементы, чтобы стимулировать отклик в человеческой душе.
И дзенский сад камней - это пример такого выделения основных элементов. То, что мы видим - полностью неожиданно, никакой прежний "садовый" опыт не может подготовить нас к тому, что мы встретим. Даже само слово "сад" - не совсем подходящий термин, для этих созданий почти из другого мира. Они не соответствуют ни одному нашему культурному контексту и могут просто противоречить нашим предубеждениям о том, что такое сад - похожая ситуация с современным искусством.
Дзенские сады камней расположены рядом с дзенскими монастырями, во внутренних двориках либо рядом с ландшафтными садами. В дзенском саде привычные тропинки и растительность заменяются на строгий прямоугольник разровненного граблями гравия, камнями и открытым пространством. Гравий обычно белый или серый и причесан длинными, совершенно ровными рядами, волнистыми узорами либо концентрическими кругами вокруг камней. Камни различных оттенков темно-серого, черного и зеленовато-черного и структурно выделяются на ровном гравии. Строгость и аскетизм этих суровых камней создает чувство космической безграничности - чего нельзя достичь ни в одном другом саде.
Первое впечатление от дзенского сада камней - одновременно умиротворяющее и шокирующее. В обычной жизни набрести на такой сад - это прорваться сквозь материальную реальность в почти мертвую неподвижность более значительной реальности. Будто внезапно переносит вас в черно-белый сад из мира цвета.
Все это - сад камней, по-японски именуемый "каре-сансуй" ( иссохший, изнуренный пейзаж). В этот сад нельзя войти в привычном нам смысле, они предназначены для созерцания. Воплощая дзен-буддисткое желание уйти из жизни в этом мире с целью обнаружить нашу подлинную суть, дзенский сад одновременно обезоруживает и делает нас сильными. Они настолько отличаются от остальных садов, к которым мы привыкли, что наши привычные реакции уступают место другим, более глубинным.
Мрачный внешний вид сада камней отдается эхом в интенсивных духовных поисках. Многие сады камней являются местом для длительных дзенских медитаций - в некоторых даже есть плоские камни, чтобы сидеть в медитации. Освобожденные от привычных элементов сада - таких как растения и деревья, сады камней предоставляют совершенный фон для освобождения от пустого внутреннего шума и видения мира новыми глазами.
Эти сады - средство открыть источник и силу нашей человеческой сущности, которая согласно учению дзен является уравновешенной, спокойной, искренней и способной взглянуть на все в жизни с безупречным самообладанием. Опыт созерцательности в дзен направлен на пробуждение изначальной сознательности, скрытой внутри нас, что позволяет совершеть любые духовные шаги - большие или маленькие.
Сад камней кажется одновременно интимным и отдаленным. Их называли "ментальными садами" или "садами сознания". Они связаны с отчетливым, ясным внутренним постижением , которое ассоциируется с учением дзен, когда мир на миг переворачивается полностью и мгновенно вспыхивает ясное понимание загадок жизни.

Алика


Home | Date Index | Thread Index | Author Index

Klein-by Mailing List Archive
October 2001