[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Re: Лекция Клейна от 12.05.01




-----Исходное сообщение-----
От: Shuhov Igor <igor@zen.ru>
Кому: klein-by@yahoogroups.com <klein-by@yahoogroups.com>
Дата: 13 мая 2001 г. 13:30
Тема: [klein-by] Лекция Клейна от 12.05.01


>Доброе утро.
>
>Некоторые вот мысли. Мои и не только. По поводу лекции и ВООБЩЕ.
>
>В качестве эпиграфа процитирую слова мастера Морихея Уэсибы. Сегодня
>по-новому я их увидел-прочитал-понял-усвоил. Вот они:
>"21.Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких,
>в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты
>испытывешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к
твоему
>ослаблению и поражению".


Ух, ты!... :)))))) А я и не знал, что Уэсиба так говорил... :))) про
"критикуешь". :))) Это ж надо!... :)) Спасибо, Игорь. Класс!

>Начну с главного. С того, что мне очень понравилась вторая лекция
>Клейна. Понравилась потому, что это была действительно НЕОБЫЧНАЯ
>лекция. Лекция - конкретное действие. Конкретный пример совмещения
>"понимания с действием". Причем в реале. Не сидя в кресле удобном за
>компьютером, а стоя перед людьми вполне живыми. Которые чего-то там
>излучают, генерируют, эмоции свои бурно выражают. И это же все нужно
>как-то структурировать. Как-то учесть и плавно преобразовать в
>конструктивную беседу, а не в спор собачий.
>
>Необычность этой лекции я узрел уже в том, что лектор был чрезвычайно
>терпелив и доброжелателен ко всем БЕЗ исключения слушателям. Даже к
>"дуракам", которые на самом деле таковыми далеко не являлись. Это только
>могло показаться, что они - дураки. На самом же деле - это умнейшие
>люди. Да плюс, ко всему, еще и духом не слабые.
>Не слабые в плане того, что смогли вопреки смеху в зале и "справедливому
>негодованию" определенной группы слушателей, сидеть ПОЧТИ спокойно и,
>задавать свои "дурацкие" вопросы.
>Другое дело что "умнейшие и сильные духом" не означает "просветленные" -
>это да! Вон и Гитлер был умнейшим человеком...
>
>Но вернусь к лектору. Разве это не чудо - проявление тАкого терпения? Ведь,
>казалось бы на первый взгляд, все очень просто: можно было спросить у
человека,
>который чего-то там якобы "не понимает" о "цели его любопытства" и,
>выяснив что цели как таковой нет, а есть желание просто поговорить -
послать его
>нахрен вежливо - "извините, вы ошиблись дверью"? Да еще и народ к этому
делу
>подключить: "Кому интересно - оставайтесь. Кому НЕ интересно - я не
задерживаю.
>Благо денег с вас никто не брал" - тем самым разделяя аудиторию на "наших"
>и "не наших". Но кто из присутствующих увидел тАкое разделение? Я - нет.
>
>Если и было КАКОЕ-ТО разделение, то только в моем мозгу. Да и то лишь в
>первые несколько минут начала лекции. Это произошло после того, как
оглянувшись
>назад, я увидел и ОЦЕНИЛ людей, чего делать (оценивать) вовсе не нужно
>было. Более того - весьма даже опасно.
>
>Да. Мне показалось, что люди на лекцию пришли в этот раз неподготовленные.
Просто так.
>Шли мимо и зашли. Посидеть. Погреться. На улице вон дубак какой. А тут еще
Й
>рассказчик "какой-то веселый" нашелся. Да и сами эти люди непрочь пошутить.
Вот и
>получилось разделение в моем мозгу. ВОт это вот "наши" - те, кто пришел на
лекцию с
>целью определенной "послушать-поучиться-пользу извлечь", а вот это
>вот "не наши" - они пришли "погреться" да "свою разумность и
>духовность" продеМОНСТРировать. Итак, разделение было только в МОЕМ мозгу.
>Все. Лектор никого и ничего не делил.
>
>Что было дальше? А дальше, в какой-то момент, я вдруг неожиданно
>врубился в то, что ведь кроме меня на лекции присутствуют еще и другие
>ребята, которые могут испытывать подобные чувства к "не нашим". И что
>же тогда получается? Мы - "умные такие и понимающие" - с одной стороны, и
>они - "тупые и непонимающие" - с другой стороны. Вот мы сидим и попросту
>раздражаемся сами в себе - что скрыть-то от глаз людских фактически
невозможно
>- на "тупость их".
>
>В кавычках "тупость" пишу потому, что не тупость это вовсе, а нечто
другое -
>более тонкое и глубокое, с интеллектом мало чем связанное. Я бы сказал
импульс
>некий энергетический. То есть раздражает нас не "тупость" на самом
>деле. Когда мы ее - тупость якобы - видим, то первая реакция в нас не
>раздражение ведь. А осуждение типа "вот тупой-то какой" и лишь чуть позже,
>наступает раздражение. Таким образом что есть раздражение наше? Не
>мысль, а ответный импульс на нашу мысль. Грубо говоря бросили камешек
>- попали под лавину. Лавину отвеной реакции на нашу мысль. Кому
>понравится, что его тупым считают? Причем иногда говорить об этом
>вовсе не обязательно. Достаточно посмотреть на человека как-то
>особенно или подумать чего, как он уже все понимает - "меня ЭТИ тупым
>считают".
>Вот и получается, что мы - ребята "с выдающимися способностями", да плюс

Когда я вам говорю, что вы "с выдающимися способностями" - это очень опасно,
конечно же. :))) Это - очень опасный маневр с моей стороны. Именно в том
смысле, что может наступить устойчивое "понимание", что вот есть "мы - умные
такие и понимающие - с одной стороны, и они - тупые и непонимающие - с
другой стороны". И здесь вся надежда на "выдающиеся способности"! :)))))))
Дающие большой шанс на правильное понимание. :))))))) ...Постепенно.
:))))))))))))))))))) Привет! :)))

>ко всему еще и силой определенной обладающие, но не слишком пока в душе
>светлые, коль имеет место осуждение там быть - дружно запускаем
>автоволну мощную, вроде как "Все тут тупые, нахрен, собрались. Одни мы
умные".
>А ведь эта волна свойство имеет отражаться. Да еще и в усиленной форме
>назад к нам же возвращаться. Усиленной теми, о ком как о "тупых" или
>еще как о каких-то "не таких", думаем. Вот и бьет нас наша же волна больно.
>То "голова разболелась"(с)Аня Бокшицкая, то еще как - когда
>дискомфорт чувствуем - "удары внутри какие-то"(с)Шамайка. А бывает что
>совсем уж реально так. С последствиями на лице. "Твердым тяжелым предметом
>по голове сзади"(с)Шухов.

>А что же при всем при этом "внутреннем противоборстве" лектор делал?
>Тот которому труднее всех на этой лекции было? Тот, который должен стоять
перед
>такой вот разношерстной аудиторией и "не рвать, а заплетать нить
беседы"(с)Клейн?

>По-моему было для всех очевидно, что лектор "ничего не делал". "Ничего
>не делал" - это означает "НЕ разделял на "мы" и "они". Он просто, с
максимальным
>терпением, пытался удержать баланс между "желанием послать вежливо нахрен
>"тупого слушателя" - что, кстати говоря, мог сделать довольно таки
>легко и быстро - и отсутствием " желания метать бисер перед свиньями".
>Делал он это мастерски. Я искренне восхищаюсь.

>Но вернемся опять же ко мне. К моим мыслям и эмоциям. Итак, я слегка
>разозлился. Даже посмотрел как-то гневно тАк на "тупого слушателя".
>Вау! Да ему по-моему только это и нужно было - мой взгляд вот тАкой
>гневный. Вон он как весь приободрился. Просто расцвел после моего
>"выпада". А вот еще и еще на него взгляды гневные бросаются из лагеря
>тех, "кто понимает". И он, "тупой", становится все более и более
>увереным и наглым. Просто крепнет на глазах. Хамит вот даже слегка,
>глядя в мою сторону и пальцем на меня тыча: "А ты лишь мартышка в
>знании дзен. Тебе только кажется, что ты его знаешь". И я с ним
>соглашаюсь в этом искренне улыбаясь. В том, что я НЕ знаю дзен.
>Я просто тАк живу.

>Итак, "тупой", за счет нашего раздражения и гнева внутреннего,
>становится все сильнее и сильнее. Его сила возрастает настОлько, что,
>в какой-то момент, встретившись с ним взглядом, я вижу в его глазах
>блеск нездоровый. Ну такой блеск, какой бывает у людей опьяненных то
>ли от алкоголя, то ли от наркотиков, то ли от успеха. И взгляды наши на
>какое-то мгновение встречаются. Я буквально "притянут" этим взглядом.
>Не МОГУ глаз отвести. И он тоже - не ХОЧЕТ. Смотрит не моргая, улыбаясь
>глазами и все более и более уверенно. Обратно пропорционально моей
>уверенности в себе.

>И вот почему-то вспомнились мне тогда слова Морихея Уэсибу, в
>"Бодхисаттвской правде" газетной недавно мною прочитанные:
>"Не смотрите противнику в глаза иначе ваше сознание будет притянуто ими.
>Не смотрите на противника, иначе ваше духовное равновесие будет
>разрушено. Не смотрите на его меч, иначе он вас зарубит".
>Вспомнил я эти слова и... улыбнулся. Улыбнулся искренне. От всей души.
>Этому "тупому". В какой-то момент осознав, что его "тупость" - это проекция
>его изощренного интеллекта, а его "возрастающая уверенность в себе" - это
моя
>"убывающая уверенность во себе".

>Эффект был потрясающим! Уверенность "тупого" улетучилась в считанные
>секунды. Он растерялся, а я, почему-то, напротив - обрел уверенность в
>себе, хотя не без внутреннего напряжения. Под внутренним напряжением я
>подразумеваю волну, непонятного происхождения, прошедшую сквозь меня в
>момент моей улыбки и, ослабившую меня в несколько секунд - буквально
опустошив.
>Уверенность моя возросла, а силы вдруг иссякли. И тут я опять же дорубаю
внезапно.

>Да. Я вновь обрел уверенность за счет того, что "отнял" ее у "тупого", НО!
>- это ведь тоже НЕ правильно. Приобретать отнимая. За это ведь нужно
>платить. Вот я и заплатил своими силами внутренними. Которые мог бы людям
>подарить в качестве дел всяческих - добрых и полезных.

>Отсюда вывод какой могу для себя сделать. Не нужно "раздавать кому попало",
>чтобы потом не пришлось у них же "ЭТО отнимать", или, что еще
>страшнее, у других людей абсолютно к этому непричастных. Это слишком
накладно!

>Нужно беречь и экономить силы свои для того, чтобы прилагать их ПРАВИЛЬНО,
>и по назначению. Не на "гляделки" там разные, да соревнования "кто
>кого" - а на дела конкретные. Ну например на такие, как "лекцию прочитать
без
>единого тезиса записанного, для того, чтобы ребят помоложе кое-чему
полезному
>научить". А если не тАк, то всю жизнь "не в коня корм будет".

>И еще. После лекции уже, Клейн сказал вещь очень на мой взгляд полезную.
>"Не нужно отсекать никакие виды энергии. Просто необходимо умело их
направлять
>в НУЖНОЕ русло". Так вот "умело их направлять в НУЖНОЕ русло" - это и есть
искусство
>величайшее, которому учиться нужно старательно. А не тому, как "глазами
дырки
>сверлить".

>Но, вернусь опять же к "тупому" нашему, далеко НЕ тупому.
>В течение некоторого времени, после моей улыбки "сказочной", он сидел
молча.
>Очевидно пораженный белизной моих зубов и душевной открытостью (бери
>че хошь!) Вроде как понятно ему вдруг чего-то там стало. Но, буквально
>через несколько минут, обращая взгляд в мою сторону, он опять уже говорил
вещи не
>слишком приятные, косвенно принуждая меня вновь разозлиться.
>Тщетно! Наступив однажды на швабру, я обхожу ее стороной. Ну, в
>этот день хотя бы... Как минимум.

>И как только я начал "уходить" от своего внутреннего раздражения; как
только я
>перестал видеть в "тупом" тупого; как только я перестал видеть в его
>глазах "черную магию"(с)Клейн - многое изменилось. Изменилось, в первую
>очередь, во мне самом. Исчез тот дискомфорт, который я испытывал
>соревнуясь в "гляделках", когда на мой гневный и уверенный взгляд, в
качестве
>ответа, получал взгляд еще более гневный и уверенный.
>Исчез соперник. Исчезло соревнование. Исчез дискомфорт душевный. Началась
лекция.

>А теперь рассмотрим мой пример в масштабе всей аудитории. Наверняка ведь
>не только я испытывал раздражение и гнев. Возможно еще кто-то "попался
>на удочку" эту. И что же получается? Я глянул гневно - "тупой" повеселел.
>Еще кто глянул - опять ему "веселуха". И так до тех пор, пока взгляды эти
наши
>не прекратятся. Пока не перестанем мы "тупого" в душе хоть как-то
>осуждать. Пока не научимся внешне и внутренне НИКАК на него не реагировать
>- даже не "улыбаться ему доброжелательно", поскольку наша улыбка только
нами
>может быть оценена как доброжелательная, а со стороны может выглядеть как
>надсмехательство или поддержка. (Привет, Петров!)

>Важно просто пропускать все эти нюансы. Не задерживая. Не преломляя. Не
пытаясь
>идентифицировать происходящее как "хорошее" или "плохое". Пропуская. В одно
ухо
>влетело - в другое вылетело. Это задача лектора отвечать на вопросы. Он с
ней и без
>нашей "поддержки" справится. Наша задача - ВНИМАТЕЛЬНО слушать и учиться.
>Учиться тому, как не раздражаться.

>Думаю, что каждый ученик Школы был в душе на стороне лектора. Каждый из
>нас желал помочь ему как-то в его нелегком деле - "из болота тащить
бегемота".
>И вот осознал я вполне реально - более того, "на собственной шкуре
>испытал" - что помощь моя, ЛИЧНО, должна не во "взглядах гневных" да
"раздражении
>внутреннем" проявляться, а в терпении максимальном и
>доброжелательности искренней. Ко всем без исключения - "тупым" и тупым,
"умным"
>и умным, "злым" и злым, "добрым" и добрым. Тогда не будет шансов ни у кого,
за счет
>моего раздражения сильнее становится да "кровь мою пить"(с)Клейн. И не
>только мою причем.

>Да и лектору, я думаю, ИМЕННО от этого легче станет. От того, что
"примирить" одного
>человека всего лишь нужно будет - того "тупого" - а не нас многих, начавших
внутреннее
>противоборство. Это примерно тАк, как легче пламя одного костра погасить,
предотвращая
>пожар, нежели несколько пожаров в разных местах разгораюшихся.

>После лекции сразу, я к Иришке (Шамайке) обернулся и сказал почему-то:
>"Ну ты теперь поняла, что раздражаться на людей нельзя?" А позже, уже
>после лекции, Клейн тоже самое всем нам, ученикам Школы, говорил.
>Только своими словами. Вот такие вот совпадения. И еще он сказал, что
>ни одного слова им не было сказано для "тупых". Все слова только для НЕ
>"тупых" предназначались. Вот и подумайте над этим. Для кого эта лекция
>"прочитана" была.

>Вечером, когда мы с Максом ко мне домой вернулись, Шамайка мне позвонила.
>Сказала что лекция ей "очень понравилась" и что решила она "на следующую
>лекцию обязательно пойти". И я обрадовался этому. Обрадовался потому, что
>решение ее точно совпадает с моей позицией внутренней.

>Да. Нужно нам на лекции ходить. Нужно использовать любую возможность, любой
>шанс поучиться-потренирваться.
>И выводы из этого нужно делать однозначные. Ну, например, что на людей
нельзя
>злиться. И не нужно "магию" какую-то вокруг себя видеть. Нету ее, магии
этой.
>Все. Кончилась. А там где она "кончилась", начинается другое - любовь ко
>всем без исключения (даже тупым) живым существам. Такая любовь, которую нам
>лектор продемонстрировал своим терпением безграничным.

>Да. Для меня это важно. Важно забыть о магии. Помнить о ней - будучи
>загрязненым душевно - это и есть "черное". Збыть о ней нахрен совсем,
>и задачу единственную лишь преследовать - себя улучшать-очищать не
>замечая чужой "загрязненности-тупости" - вот это начало "белого". Так
>мы куда стремимся-то?

>После звонка Шамайке я не удержался. Клейну домой позвонил.
>Поблагодарил его искренне.

>Спасибо тебе, Клейн! Спасибо тебе за то, что учишь нас. Где-то собою
>жертвуешь. Силы свои тратишь на то, чтобы нам, несмышленым, показать на
>примере реальном, КАК жить в гармонии с Миром нужно. Что не тотолитарная
>секта мы. Мы - другое. Мы все свободные люди. Можем встать, и уйти нахрен
>с лекции этой, коль она нам не интересна. А можем остаться и поучиться.
>Поучиться для того, чтобы на следующей лекции быть более опытными и
>подготовленными. Более грамотно свой ресурс использовать. Не на раздражение
>бесполезное и весьма опасное, а на предельную концентрацию внимания на том,
>ЧТО и КАК говориться, а не на том, что вокруг происходит.

>Сохраняйте спокойствие, пожалуйста. Ваша агрессия может быть
>направлена против вас. (с) Шухов.

>А вот эпизодов несколько. Жизненных. Актуальных.

>Едем в метро с лекции с Максом. Петров с нами. Макс мне говорит: "А я
>хотел Клейну подсказать, чтобы он на примере "стакана" Вторую Логику
>объяснил". Я Максу отвечаю: "Может тебе стоило встать с кресла
>удобного. Выйти перед аудиторией. И сказать о том, что "на примере
>стакана" объяснишь им Вторую Логику сейчас вот". И тут Макса осеняет.
>"Дааааа. Это примерно как футбол по телевизору смотришь. ВОт я бы
>сейчас... А сам-то в футбол даже играть не умеешь".

>Еще эпизод один. Ребята в гости ко мне зашли. Они только что с дороги.
>Устали. Грязные все естественно. Сутки почти не спали. Голодные. Я это
>все прекрасно понимаю и желаю искренне им помочь. И когда замечаю
>одному из них, тихо и вежливо, а не на всю квартиру возмущаясь, что
>"можно носки с дороги постирать или мои взять чистые" - они все понимают
>прекрасно. Понимают и действуют. Стирают. На меня не обижаются. Просят
>помочь "носками сухими-чистыми в долг". И я помогаю. Бескорыстно. Не
преследуя
>цели "дать, чтобы взамен получить". Просто приятно мне людям помогать и все
>тут.

>Так вот к чему я разговор этот завел. Смотрите внимательно. Когда мы
>запахи неприятные ощущаем, мы, чаще всего, либо скромничаем и балконы
>настежь открываем, либо тАк громко об этом заявляем, что после этого к
>нам в гости уже никто заходить не захочет. А ведь можно и по-другому.
Мягко.
>Искренне. Без скромности ложной и без цели уколоть-обидеть как-то. В
>стремлении лишь помочь исренне. Балансируя вобщем. Между-между. Без страха
>"обидеть" и без желания "унизить", но со смелостью сказать вслух и
>вопрос разрешить положительно.

>Так вот что харктерно. Иногда нам дышать нечем. Ну просто слезы из
>глаз. Но мы молчим. "Терпим". А иногда есть дышать чем, но мы тАк громко
>возмущаемся. Ну, например, при встрече с человеком "тупым". Мы смеемся над
>ним. Над глупостью его потешаемся. Возмущаемся его "непродвинутостью".
>Куда в этом случае наше "терпение" делось-то? И не проекция ли малодушия
>и трусости нашей "терпение" такое? "Терпение", которое мы там где не нужно
>максимально проявляем - хотя "дышать нечем", а где нужно - в общении с
>человеком живым - забываем о нем напрочь?

>Вот эпизод тоже. Идем вместе. Я, Шамайка и отец ее. Я говорю к отцу
>обращаясь:
>- Ну как вам лекция-то? Наверное непонятного много?
>- Да. Не все понятно было. В общих словах, и ничего конкретного.
>- Согласен с вами. Еще полгода тому назад я бы сам ничего из этой
>лекции не понял. Сейчас вот вроде все понятно. А что конкретно вы
>хотели бы понять?
>- Ну, чем действительно вы занимаетесь. Конкретно.
>- Скажите, а вы могли бы сейчас коротко, в течение нескольких минут
>рассказать мне ну, например, как стать счастливым человеком?
>- ????
>- Вот так же, возможно, очень сложно объяснить за несколько минут
>человеку неподготовленному тО, чем мы занимаемся "конкретно". У меня вот
>полгода ушло на это. На тО, чтобы ТОЛЬКО понять "чем мы занимаемся
>конкретно".
>- Да. Действительно. Согласен. Это вопрос из серии "объясните мне в
>двух словах, в чем заключается смысл жизни". А как объяснить-то?

>И последний эпизод. Мы с Максом ужин варим. Вернее я варю, а Макс
>советует.
>- Макс, может борщ сварим?
>- Нееее. Я пельмени хочу. Они вкуснее и калорийнее.
>- А я борща давно не ел. Может тогда сварим пельмени с борщом вместе?
>- Да ты чтО! Кто же так делает?
>- Я так сейчас сделаю. А что в этом такого?
>- Не знаю. Глупо это. Хотя я ни разу не пробовал.
>- Так а если не пробовал, с чего взял что это глупо-то? Давай попробуем.
>- Ну ладно. Давай попробуем.

>Борщ с пельменями был просто СУПЕР. Пальчики оближешь! Макс вот
>соврать не даст...

Ой, спасибо, Шухов! :)))) Спасибо. Все точно. Спасибо. :))))))))))))

Привет!
Клейн.



Home | Date Index | Thread Index | Author Index

Klein-by Mailing List Archive
May 2001